В
Практически единственная черта, объединяющая всех великанов – их огромный рост и сила. Некоторые из них, такие, как Бран Благословенный, явно были некогда богами. Бран был так огромен, что ни один дом не мог вместить его, такм большим, что казался приближающейся горой, когда он вброд пересекал пролив меджу Уэльсом и Ирландией. Сила его была ужасающей, но сам он был добрым, и его отрубленная голова приносила благо тому месту, в котором находилась; она защищала всю Британию от нашествий, пока она хранилась в Лондоне. Две гигантских фигуры на холмах, до сих пор сохранившиеся в Англии, Великан Керн-Аббас и Длинный Человек из Уилмингтона, представляют собой изображени богов того же типа. Великан Керн-Аббас явно был богом плодородия и защитником. Добрые великаны-защитники известны вплоть до сравнительно поздних времен. Примером их служит Великан из Граббиста, чей характер и деяния описаны Рут Тонг в "Сельском фольклоре" (т. VIII). Это был один из великанов-камнеметателей, о которых, как добрых, так и злых, рассказывается немло; и большую часть своего времени он проводил в состязаниях с дьяволом. Он также был деятельным носителем добра, и однажды поднял терпящую бедствие рыбацкую лодку и отнес ее, целую и невредимую, в гавань. В рассказах о Великане из Граббиста содержится немало элементов комедии и даже фарса, и можно видеть, что с течением времени великаны все более глупели. Добрый старый корнуолльский великан из Карн-Галвы, чья печальная история рассказана Боттреллом в "Традициях и сказках у очага из Западного Корнуолла" (т. I, стр. 47-8), являет тому пример:
Великан из Карн-Галвы был нрава скорее игривого, чем воинственного. Хотя старые работы этого великана теперь стоят заброшенные, до сих пор можно увидеть, забравшись на скалы, камень-качалку, который этот славный великан положил на самый западный карн в ряду, чтобы тот прикрывал его, когда тот, видя, как солнце погружается в волны, и птицы летят к своим гнездам на утесах, забирался на него подремать. Возле великанового кресла-качалки до сих пор можно видеть кучу ровных камней, которые и сейчас почти такой же правильной и ровной формы, как тогда, когда великан забавлялся тем, что выкладывал их и снова разваливал, упражняясь либо играя, когда он бывал один и заняться ему было нечем. Жители северных холмов всегда с любовью вспоминали этого великана за то, что он, по-видимому, всю жизнь провел в благословенном одиночестве в карне для того лишь, чтобы защищать население Морвы и Зеннора от нападений менее мирных титанов, живших в те времена на Лелантовых горах. Великан из Карн-Галвы за всю свою жизнь погубил лишь одного из жителей Морвы, да и это случилось в игре.
Великан был очень дружен с одним славным юношей из Чуна, который то и дело заворачивал к карну, просто для того, чтобы повидать старого великана, подбодрить его, сыграть с ним в "набрось кольцо" или как-нибудь по-другому скрасить его одиночество. Однажды днем великана так развесела игра, в которую они играли, что когда юноша из Чуна в последний раз бросил кольцо на столбик и собрался идти домой, великан по доброте душевной щелкнул своего приятеля ногтем по затылку со словами "Обязательно приходи завтра, сынок, и мы чудно побросаем кольца!" Не успело слово "кольца" слететь с его губ, как юноша рухнул к его ногам: пальцы великана раздробили череп его друга. Когда великан наконец понял, что он наделал, он постарался, как только мог, сложить разлетевшиеся осколки и сделать все, как было; но это не помогло, потому что юноша был мертв еще задолго до того, как великан закончил свое лечение.
Когда бедный великан увидел, что все кончено, он поднял его тело на руки и, сидя на большом квадратном булыжнике у подножья карна, принялся качаться вперед и назад, прижимая к груди безжизненное тело; он рыдал над ним и плакал громче, чем водопады, обрушивающиеся на скалы в Пермойне.
– Ах, сынок, сынок, отчего же скорлупка твоей головы не сделана чуть прочнее! Хрупкая, как корочка на пироге, что плохо пропекся, да еще вдвое тоньше! Как же мне жить дальше без тебя, без игры в кольца с тобой и без игры в прятки?
Великан из Карн-Галвы больше никогда уже не радовался жизни; в семь лет или около того он зачах и умер от разбитого сердца.
Похоже, что великанов выдумали, чтобы объяснить разбросанные каменные глыбы, памятники Каменного Века или другие явления природы, и немало позабавились при этом.
В противовес этим добрым и глуповатым великанам, мы знаем также жестоких и кровожадных великанов или людоедов, таких, как те, с которыми боролся Джек - Победитель Великанов. Иные из них были чудовищами с несколькими головами, мало у кого перегруженными умом; все они были людоедами. Шотландские великаны отличались хитростью, некоторые из них занимались колдовством, как, например, великан из "Битвы птиц", шотландского варианта "Нихт-Нохт-Ничего". Мрачный великан из "Короля Албейнна" в "Ветвях и путях кельтской традиции" (т. II), собранных Д.МакИннесом, мог быть как великаном, так и колдуном, потому что волшебный заяц заманивал его в пещеру, где поджидали великан и двенадцать его сыновей, и великан предоставлял жертвам выбор из двух смертельных игр: "отравленное яблоко" или "горячий утюг". В конце концов им самим пришлось сыграть в обе эти игры. Знаем мы также сказочного великана, который унес дочь старого короля – что великаны вообще частенько проделывают. Обоих этих великанов победил волшебный помощник по имени "Большой парень". Возможно, это был усеченный вариант типа "благодарный мертвец", а возможно,дух отца молодого короля, по которому тот справлял бессрочный траур.Еще один опасный и злой великан, "Вешатель-живодер", также встречается в "Ветвях и путях кельтской традиции" (т. III). Этот великан - колдун, потому что обладает отдельной душой, которую нужно уничтожить, чтобы убить его. Здесь наличествует также серия великанов с одной, двумя и тремя головами. В этом же томе есть история о невинном великане, который не знает сам, насколько чудовищна его сила, великан-человек по типу Тома Хикатрифта, чью историю Джозеф Джейкобс рассказывает в "Других английских волшебных сказках" (стр. 42-9). Мать кормила его грудью двадцать лет, и так он приобрел свою сверхъестественную силу. Напуганный хозяин задает ему задачи, пытаясь погубить его, но тот с честью выполняет их все, и в конце концов поселяется со своей старой матерью в доме, который он выиграл для себя. Можно видеть, что в британской традиции существует великое разнообразие великанов.
[Тип: ML5020. Мотивы: A523; A963.5; A977.1; F531; F628.2.3; N812]
Веселый путник, веселый работник и просто человек веселый и щедрый наверняка будут приняты под покровительство эльфов, которые ни к чему не относятся так нетерпимо, как к ворчанию и брюзжанию. См. также Качества, ценимые эльфами.
Внешняя душа
См. "Отдельная душа".
Волшебная Страна Fairyland
См. "Пленники Волшебной Страны; "Время в Волшебной Стране".
Волшебные (эльфийские) деревья [Fairy trees]
Практически все деревья с древнейших времен имеют сакральные ассоциации, но некоторые деревья более священны, чем другие. Существует магическая триада Дуба, Ясеня и Терна. Существуют также плодовые деревья, особенно Яблоня и Орешник; нельзя забывать про Рябину, Падуб и Иву, Бузину и Ольху. Некоторым деревьям приписывается собственная сущность, другие же более известны как пристанище эльфов или духов. Большинство людей при упоминании о священном дереве первым делом вспомнит Дуб, которому поклонялись друиды, и он достаточно представителен сам по себе, хотя всякому известен стишок:
Fairy folks |
Эльфы живут |
и про многие дубняки говорят, что в них живут злые дубовики. У Боярышника есть свои собственные черты, но в первую очередь он известен, как священное дерево эльфов или дерево, населяемое ими. Это особенно относится к деревьям, одиноко растущим возле эльфийских холмов или к хороводу из трех и более боярышников. Считалось, что белый боярышный цвет приносит в дом смерть, и хотя в первомайское утро им обносили дома, вешали его снаружи.
Рут Тонг записала в Сомерсете песню, чей припев отображает популярные поверья относительно трех различных пород деревьев:
Ellum do grieve, |
Вязы горюют, |
Вероятно, из-за подверженности вязов болезням, считалось, что если срубить один вяз, то вяз, стоящий по соседству с ним, зачахнет и умрет с горя. В то же время дубы, в соответствии с их древним божественным статусом, яростно сопротивлялись вырубке, и дубовая поросль, появляющаяся на корнях вырубленной дубравы, считалась зловредной и опасной для поздних путников – особенно, если это была пролеска. Ивы были еще зловреднее, так как имели привычку темной ночью выкапываться корнями из земли и преследовать одинокого путника, бормоча неразборчивые угрозы. Толкиен сохранил эту народную традицию в людоедском поведении своего Старого Вяза [Old Man Willow]. Вуд-Мартин в "Следах древних верований в Ирландии" уделяет некоторое внимание поверьям, связанным с деревьями. В частности, говоря о священном ясене, он упоминает ясень, стоявший в приходе Кленор в графстве Корк, чьи ветви никогда не обрубались, несмотря на то, что округа была чрезвычайно бедна топливом, и другой – в Боррисокейне – старое Колокольное Дерево, посвященное первомайским обрядам, про которое говорили, что если кто сожжет хоть щепку от него в своем очаге, у того сгорит весь дом. Такую судьбу навлек на себя крестьянин, попытавшийся срубить ветку со священной бузины, растущей над источником некоего святого. Он пытался сделать это трижды: дважды ему приходилось остановиться, потому что он видел свой дом в огне, но тревога оказывалась ложной. На третий раз он решил, что видения его не остановят, и принес-таки срубленную ветку домой, но хижина его, как оказалось, сгорела дотла. А ведь его предупреждали. По поводу бузины существует две точки зрения. Она была священным деревом, как это можно увидеть в "Бузинной матушке" Ганса-Христиана Андерсена. Также и в Линкольншире считается обязательным спрашивать разрешения у дерева прежде, чем срубить с него ветку. Формула для этого использовалась следующая: "Старушка, дай мне твоего дерева, а я дам своего, когда стану деревом" ("Сельский фольклор", т. V, стр. 21). Бузинный цвет и ягоды ценились в виноделии, само дерево давало защиту от мух, и считалось также, что добрые эльфы укрываются под ней от ведьм и злых духов. С другой стороны, в Оксфордшире и Срединных графствах во многих бузинных деревьях подозревали превратившихся ведьм, и считалось, что это дерево кровоточит на срезе. Ведьма Роллрайтских Камней согласно популярной легенде превратилась в бузину. Д.А.МакМанус в "Срединном Царстве", книге, разъясняющей сравнительно современные эльфийские поверья в Ирландии, отводит отдельную главу волшебным деревьям и приводит множество примеров наказаний, обрушившихся на людей, которые срубали священные терновые деревья. Он считает, что в одних деревьях водились эльфы, а в других – демоны, и приводит пример отдельно стоящей группы деревьев, двух тернов и бузины, в которых водились три злых духа. Он пишет также, что если дуб, ясень и терн росли рядом друг с другом, то пучок их трех их веточек, перевязанный красной нитью, считался защитой от духов ночи.
В Англии ясень служил защитой от проказливых духов, в Шотландии же горный ясень, рябина, считался еще более могущественным, вероятно, из-за своих красных ягод:
Rowan, lammer (amber) and red threid |
Рябина, янтарь и красная нитка |
гласит старинная поговорка. Красный цвет всегда был цветом жизни и власти. Усыпанному ягодами падубу приписывалась благая сила. С другой стороны, голый падуб – падуб, цветущий только мужскими цветками – считался злым и опасным. Два плодовых дерева, яблоня и орешник, обладают особыми магическими свойствами. Орехи были источником мудрости и плодородия, а яблоки – силы и молодости. С каждым из этих деревьев была связана определенная опасность. "Бесье дерево" ['ymp-tree'] – привитая яблоня – состояло под эльфийским покровительством, и человека, заснувшего под ней, могли, как сэра Ланцелота, унести феи. Похожая история случилась с королевой Мерудис в средневековой поэме о короле Орфео. Плодородная сила орешника могла быть уничтожена, и говаривали, что в пору сбора орехов по лесам гуляет сам дьявол; "много кормушек – много колыбелек", гласит сомерсетская пословица, которую цитирует Рут Тонг в "Сельском фольклоре" (т. VIII). С другой стороны, мясо лосося или форели, питавшихся падающими в воду орехами, наделяло того, кто попробовал хоть кусочек, мудростью. Именно так получил свою мудрость Финн.
МакМанус пишет и о других волшебных деревьях – шотландской ели, березе, колючей сливе, ракитнике (хотя последний – скорее кустарник, чем дерево). Бук – священное дерево, никак не связанное с эльфами. Считается, что молитва, прочитанная под буком, сразу же достигает Неба. Трудно найти какое-либо другое дерево, никак не связанное с эльфами и волшебством.
[Мотивы: A2766.1; D950.2; D950.6; D950.10; D950.13; D1385.2.5]
Волшебных животных, весма многочисленных и имеющих множество традиций на Британских островах, можно разделить на два основных класса. Они бывают дикие, существующие сами по себе, и те, которых приручили и разводят эльфы. Иногда нелегко определить то или иное животное в какой-либо из классов, поскольку эльфы то и дело отпускают своих животных пастись самостоятельно, как, например, Ку Шит Шотландских гор, который чаще всего сторожит бруги, но которого временами отпускают гулять, куда глаза глядят, и крод мара, которые часто посещают стада людей. Но в общем случае различие это отчетливо прослеживается.
Эти два вида волшебных существ встречаются в нашей традиции очень давно и упоминаются в средневековых хрониках. Примером тому служат Грант, средневековый бука, о котором сообщает Гервасий Тилберийский, и маленькие собаки и лошади, описанные Гиральдом Кембрийским в истории об Элидоре.
Примером волшебного коня является опасный Эх Уишге Шотландских гор, едва ли менее опасные келпи, кабилл ушти на острове Мэн и такие боги, как Брэг, Трэш и Шок. Все они в той или иной степени обладают способностью менять обличья. Кони, на которых ездят эльфы, встречаюся повсюду в легендах о героических эльфах, где только проносится Эльфийский Поезд. Этих коней перенимает дьявол там, где он охотится с Йетской Сворой или с Чертовой Сворой Дэнди, и даже с Кун Аннун, которые некогда принадлежали Гвин ап Нузу. Эльфийских коней Туата Де Дананн люди помнят особенно хорошо.
Черные псы – самые распространенные дикие собаки в Англии, но существует и множество собак-бук: Баргест, Галли-Трот, Моти-Дуг с Мэна и Шок. Из домашних эльфийских собак первыми на память приходят Бран и Шкьолан, охотничьи псы Финна, а также Ку Шит; в Сомерсете же до сих пор бытует кое-где традиция Своры из Холмов.
Волшебный рогатый скот был куда менее опасен, чем дикие волшебные кони. Иногда такие коровы были самостоятельны, как Буренка из Киркхэма, и несли с собой не угрозу, но доброту и щедрость. Эльфийский бык – желанный гость в любом стаде, как и валлийские Гвартег-и-Ллин. Существовали, впрочем, и буйные злые быки-привидения, такие, как Большой Бык из Бэгбери.
Из прочих существ наиболее знаменит тюлений народ, селки и роэйн. Кошки едва ли не отождествлялись с эльфами, но в Шотландии жил волшебный кот Кайт Шит и кот-демон Большеухий, который являлся участникам жуткого ритуала.
Известны нам также Афанк – речное чудовище в Уэльсе, что-то вроде гигантского бобра, и Бубри – чудовищная водяная птица.
Козлы и лани могут считаться эльфми в своем подлинном обличье, и многие птицы, особенно орел, ворон, сова и крапивник, тесно связаны с эльфами. Некоторые лососи и форели – волшебные рыбы, и даже насекомые не остались в стороне: Крыжовенная Матушка являлась в виде огромной волосатой гусеницы. Волшебная зоология развита повсюду на наших островах.
Волшебных собак существует множество разновидностей. Бывают собаки, прирученные эльфами, сторожевые и охотничьи (см. Ку Шит, Кун Аннун, которые также выполняют функцию призрачной своры (см. ниже), Собаки Холмов, представителями которых являются Бран и Шкьолан, а также Фарванн). Бывают одиночные собаки типа буки, черные псы, от Сторожевого Черного Пса до Церковного Грима, Галли-Трот, Грант и Маути Дуг – страшные чудовища; и бывают еще призрачные своры, обычно под предводительством демонического охотника: Свора Хени, Дандо и его псы, Чертовы собаки Дэнди, Гавриилова свора, Гаврииловы трещотки и Свора Йет. Обо всех этих типах волшебных собак, а также о некоторых отдельных представителях этого семейства можно прочитать в соответствующих статьях.
[Мотивы: F241; F241.6]