О

Оборотень [Bogey-beast]

См. Боги, или Бука.

Обри, Джон [Aubrey, John], 1626-97

Один из самых замечательных антикваров. Множество старинных обычаев и историй об эльфах были бы потеряны для мира, если бы он не внес их в свои хроники. В своей "Естественной истории Серрея" он рассказывает об Френшемском Волшебном Котле, который регулярно одалживали любому, кто просил о нем на склоне Френшемского Волшебного Холма; это он первым называет волшебныe слова для эльфийских полетов "лошадка да шапка" и приводит один из самых старых рассказов о Мег Муллах, брауни женского пола, чья традиция в Верхней Шотландии жива по сей день. Одна из заметок, indubitably пера Обри, процитированная Холлиуэлл-Филлиппсом в "Иллюстрациях к эльфийской мифологии Шекспира", была утеряна. Вероятно, она находилась в пропавшем томе "Hypomnemata Antiquaria", и подробный разбор ее можно найти в "Анатомии Пака" К.М.Бриггс (стр. 34), где приведена выдержка из нее:

В году 1633-4, вскорости по поступлении моем на грамматику в Латинскую Школу Яттон-Кейнела (что близ Чиппенхэма в Уилтсе), курат наш мистер Харт был потревожен среди ночи оными фэйри, они же суть эльфы. Прогуливаясь по холмам в сумеречное время и приблизившись к одному из эльфийских хороводов, как их зовет простонародье в тех местах, то есть, зеленых кругов, каковые сии духи образуют в траве, он внезапно увидел бессчетные количества пигмеев, суть премаленьких человечков, которые танцевали кругом, распевали песни и издавали всевозможные странные звуки. Будучи крайне удивлен, он, однако, был не в силах, как он говорит, бежать оттуда, удерживаемый, по его мнению, неким колдовством; те же, едва обнаружив его, обступили его со всех сторон, и, охваченный страхом и изумлением, он очутился на земле, едва ли отдавая себе отчет в происходящем; оные же малютки принялись щипать его повсюду, непрестанно издавая некий быстрый лепет; но вскоре они оставили его, а когда взошло солнце, он обнаружил себя точно посреди одного из вышеупомянутых эльфийских хороводов. Сей отчет получен мною от него самого спустя несколько дней по происшествии; когда же я и мой сосед Стамп отправились в ночную пору на хороводы в холмах, мы не увидели ни единого из тех эльфов либо фэйри. Но, говорят, они редко являются тому, кто нарочно отправляется искать их.

Этот отрывок очень характерен для стиля Обри и содержит немало деталей, характерных для эльфов того времени – их любовь к танцам, обычай щипать тех, кто им не нравится, и их странную неразборчивую речь. Такие же жемчужины хранятся в "Разностях" Обри, его "Пережитках язычества" и двух Историях графств, Серре и Уилтшира.

Общество [Gentry, the]

Одно из множества эвфемистических названий эльфов, бытовавшее в Ирландии. Как пишет Кирк, "ирландцы стремятся ублагословить все, от чего боятся себе вреда".

[Мотив: C433]

Одалживание у эльфов

Как эльфы часто одалживаются у людей, так же и они зачастую готовы ссудить людям и утварь, и пищу. Самым знаменитым предметом, одолженным у эльфов, был Френшемский Котел, упоминаемый Обри в "Естественной истории Саррея" (т. III). Под Френшемом был волшебный холм, к которому ходили все, кому был нужен большой котел для готовки, и просили взаймы котел, рассказывая о том, зачем он им нужен, и в какой день они его вернут – тогда котел выдавался им. К несчастью, Обри не пишет, показывались ли при этом сами эльфы, или же оставались невидимыми. Этот уговор действовал до тех пор, пока один необязательный селянин забыл вернуть котел в означенный день. Когда же он все же принес его, эльфы не приняли котел, так что люди унесли его обратно и повесили в ризнице френшемской церкви, где он и висел во времена самого Обри, хотя позже исчез оттуда.

У Дж.Г.Кэмпбелла в "Суевериях Шотландских гор и островов" есть отрывок, посвященный одалживаниям у эльфов. Он пишет:

Когда эльфам возвращают одолженное, они принимают лишь то, что отдавали, не больше и не меньше. Если им предлагают больше, чем было занято, они воспринимают это как обиду, и никогда больше не позволяют обращаться с собой так.

Сами они, однако, возвращают ссуженное им зерно с богатыми процентами, хотя вместо овса всегда отдают только ячмень. Несмотря на все эти свидетельства их великодушия, Кэмпбелл отзывается об эльфах нелестно и говорит, что никто еще не разживался от их даров, и что любого общения с эльфами людям следует избегать.

Одежда и внешность эльфов

Эльфы Британии различаются в одежде не менее, чем во внешнем виде и росте. Большинство людей, будучи спрошенными невзначай о цвете одежды эльфов, не задумываясь, ответят "зеленый", и будут недалеки от истины. Зеленый повсюду признается эльфийским цветом, особенно в кельтских краях, и по этой причине он считается настолько неблагоприятным, что многие шотландки вовсе отказываются носить его. Вслед за зеленым с небольшим отрывом следует красный, и в Ирландии маленькие отрядные эльфы, Дине Ши и шефро, носят зеленые плащи и красные шапочки, тогда как одиночные эльфы, такие, как лепракауны, Клурикаун и Фер Дериг, обычно носят красное. Уильям Аллингхэм пишет:

Wee folk, good folk, trooping all together,
Green jackets, red cap and white owls feather.


Это, похоже – типичный костюм маленьких отрядных эльфов. Малыши [lil fellas] с Мэна, ростом около трех футов[8], в описании Софии Моррисон носят зеленые плащи и красные шапки, а иногда, на охоте – кожаные шапочки. Их охотничьи собаки были всех возможных цветов – зеленые, голубые, красные. Красные шапки объединяют всех более-менее человекоподобных эльфов. Даже Мерроу из сказки Крофтона Крокера надевал красную шапку, чтобы пройти через морскую толщу в свое жилище, и давал ее своему приятелю-человеку – тот бросал шапку обратно в море, выходя на берег. Красные, синие и белые шапки фигурируют в различных историях об эльфийской левитации. Григи, маленькие эльфы Южных Графств, носили красные шапки. Клурикаун того же рода, что и Аббатский Увалень, у Крофтона Крокера изображен носящим красный ночной колпак, кожаный передник, длинные голубые чулки и высокие сапоги. Даже плакальщики на эльфийских похоронах в "Ланкаширских сказках о гоблинах" Баукера, одев траурные одежды, не сняли красных шапок. Эльфийские леди в зеленом почитали красный цвет не меньше, чем эльфы-мужчины, но носили его чаще в обуви, как маленькая дама в Эльфах Мерлинова Утеса из "Фольклора и легенд – Шотландия" Гиббингса, ростом в восемнадцать дюймов, с золотыми волосами до пояса, в длинном зеленом платье и в красных туфельках. Маленький эльфийский джентльмен, ухаживавший за Энн Джеффериз был слишком утонченным, чтобы носить красную шапку, но украшал свой зеленый костюм красным пером на шляпе. В Сомерсете считается, что фэйри носят красное, а более дикие пикси – зеленое. Ирландская цветовая схема зеркально отражает эту. Эльфы носят зеленое. Многие Зеленые Леди в Шотландии связаны с мертвецами, и, соответственно, носят зеленое, потому что зеленый у кельтов – цвет смерти. Шелковницы севера Англии обычно носят сверкающий белый шелк, Белые Дамы на Мэне носят белый атлас, и Тильвит Тег в Уэльсе носят белое. Изобель Гоуди, самозванная ведьма, давшая весьма яркие показания о своем общении с эльфами, описывает Королеву Эльфов весьма прозаически: "Ельфийская Королевна носит исподнее белое льняное, а одежды белые и бурые". Королева Эльфов, чей визит в одну хижину в Гэллоуэе описан в «Популярных сказках Западной Шотландии» Дж.Ф.Кэмпбелла, одевалась намного пышнее:

Одета она была блистательно: платье ее было глубокого зеленого цвета, обшитое каймой с золотыми блестками, а на голове ее покоилась маленькая диадема с жемчугами... Одна девочка протянула руку, чтобы дотронуться до блесток на платье прекрасной дамы, но после рассказывала своей матери, что не почувствовала ничего.

Цель у этого великолепного видения была вполне прозаическая: эльфиянка пришла попросить взаймы миску овсянки. В кельтской легенде о Св. Коллене и Короле Эльфов вместе с красным цветом появляется голубой; пажи короля носят алые и голубые ливреи, которые невежливый святой объясняет так: "Синий – это вечный холод, а красный – адское пламя". Мэнские эльфы иногда носили синее. Во "Второй мэнской тетради" Гилла (стр. 248) сообщается о маленьком гномике ростом около двух футов, которого видели между Рэмси и Милнтауном,

в красной шапке и длинном синем плаще с яркими пуговицами, волосы седые, и усы пышные. Лицо совершенно морщинистое. Очень яркие, очень добрые глаза. В руке – маленький и очень ярко светящийся фонарь.

Дженкинсон в своем "Путеводителе по острову Мэн, год 1876" (стр. 75) сообщает, что жена некоего фермера рассказала ему о своей матери, которая всегда утверждала, что видела эльфов наяву и описывала их как маленьких девочек с "чешуйчатыми, как рыбья кожа, руками и в синих платьицах". Маленькие эльфы ростом с мышь в саффолкской истории о Братце Майке носили синие курточки, желтые штанишки и красные шапочки. Эльфы, которых описал Уолтеру Гиллу его друг, видевший их в Глен-Алдине [Glen Aldyn], были серокожими, грибного цвета, ростом от фута до восемнадцати дюймов. Земляной Троу на Шетландах тоже был серокож. Мрачновато звучит рассказ Хью Миллера об уходе эльфов в "Старом красном песчанике": "Лошадки были маленькие, лохматые, мышастой масти; наездники же – низкорослые уродцы, облаченные в камзолы и пледы, длинные серые плащи и маленькие красные шапочки, из-под которых выбивались на лоб и хлестали по щекам нечесанные космы." Это описание подтверждает раннее утверждение Кирка о том, что эльфы носят одежду своей страны, в частности, в Шотландских горах – клетчатые пледы.

Эльфы Джона Бомонта, чьи визиты он описывает в "Трактате о духах" (1705), были одеты по весьма необычной моде:

На всех надеты были свободные плетеные Рубахи черного цвета, прихваченные у Пояса черными лентами, а под плетением видны были Одежды Золотого Цвета, сквозь которые пробивался как бы Свет; волосы их не были собраны в Узлы; на Головах же они носили белые льняные Шапочки с кружевом шириной в три Пальца, а поверх него они носили Черные просторные Вязаные Накидки.

От человечков высотой в три фута такая одежда потребует немало сноровки; но, в любом случае, этот костюм не из тех, в которых мы представляем себе эльфов обычно.

Бывали костюмы и более эксцентричные. Гунна, шотландский эльф-мальчик, выгнанный со двора, носил лисьи шкурки; добрый и одинокий Гилли Ду одевался в листья и мох; коварные дуэргары Нортумбрии носили накидки из руна ягненка, штаны и обувь из шкурок кротов и шляпы из зеленого мха, украшенные пером фазана. Бурый с Болот носил одежды из сухого папоротника. В более художественных описаниях эльфов, составлявшихся начиная с XVI в., эльфы носят одежды из цветов, паутинок, спрыснутых росой, и серебристого газа, но в традиционных описаниях такие одежды встречаются крайне редко, хотя мы и можем вспомнить шапочки Шефро из колокольчиков наперстянки. Кроме того, существует некоторое число эльфов самых разных видов, которые не носят одежду. Асри, водяные духи, были прекрасными, стройными и нагими, укрываясь только собственными волосами. Многие нимфоподобные эльфы водили свои хороводы нагишом, как, считалось, делают это ведьмы тех времен; эту моду подхватили и современные ведьмы. Многие хобгоблины не носили одежду. Брауни обычно одевались в лохмотья, но другие хобгоблины были голыми и волосатыми. Такими мохнатыми страшилами были фенодери. Существуют также лоб-у-огня, хоб или хобтраст, боган и урисг, внешностью вылитый сатир. Шетландский Бруни, "Король Троу", вероятнее всего, был гол, потому что его отвадили, подарив одежду. Однако, один маленкий хобгоблин не был мохнат, если можно верить его собственным горестным словам:

Little pixie, fair and slim,
Not a rag to cover him

Маленький пикси, хорошенький и голый,
Нету у него ни лоскутка прикрыться.

Неудивительно, что в ответ на эти жалобы ему подарили одежду, и этот дар отвадил его; но он не убежал в слезах, как Грогах с острова Мэн, а ушел, как о том рассказывает миссис Брэй, весело напевая:

Pixy fine, Pixy gay!
Pixy now will run away.

Пикси весел, Пикси рад,
Пикси убежит назад.

Некоторые эльфы носили одежды, неотличимые от одежд смертных – модные и дорогие, как у Хозяина Черри в сказке "Черри из Зеннора", или же поношенные и старомодные, порою даже древние, как у посетителей эльфйской ярмарки, которую видели люди в Блэкдауне:

Те, кому приходилось путешествовать той дорогой, часто видели их там, как Мужчин и Женщин ростом обыкновенно несколько меньшим роста Людей; одеяния их были красными, синими или же зелеными, согласно старинным обычаям графства Гарб, в остроконечных колпаках.

Приведенные мной описания эльфийской одежды и внешности не касаются тех эльфов, которые искусны в смене обличий, меняющих свой рост и внешний вид по желанию, а также не учитывают силы чар, которыми обладает большинство эльфов и преодолеть которые возможно только с помощью эльфийской мази или четырехлистного клевера.

Описание эльфов Бартона

Роберт Бартон (Robert Burton, 1577-1640) в "Анатомии меланхолии", часть I раздел 2, в подразделе, озаглавленном Отступление о Духах, приводит на редкость полное описание различных разновидностей фэйри, в которых верили в то время. Как и многие пуритане XVII в. и шотландские горцы, чьи поверья записывали Дж.Г.Кэмпбелл и Эванс Вентц, Бартон считал эльфов низшим чином чертей. Я приведу его собственный текст, поскольку жаль было бы лишить читателя богатого и емкого бартоновского стиля:

Водяные черти суть те Наяды, или водяные Нимфы, кои доныне знались с реками и водами. Вода (как считает Парацельс) является Хаосом, в коем они живут; иные называют их Фэйри, и говорят, что Хабундияv королева их; они же вызывают бури, множество кораблекрушений, и разнообразно завлекают людей, как Суккубы либо же по-другому, являясь (как учил Тритемий) в женском обличье. У Парацельса имеется несколько рассказов о тех из них, что жили и состояли в замужестве за смертными людьми, и это длилось на протяжении некоторого количества лет, но после малой ссоры они бросали своих супругов. Такова Эгерия, с которой был столь близко знаком Нума, Диана, Церея и др. Олав Магнус приводит пространный рассказ о некоем Хотере Короле Шведском, который уехал от свиты, охотясь однажды в лесу, повстречал сих водяных Нимф или Фэйри, и пировал с ними; а Гектору Боэцию, или Макбету и Банко, двум Шотландским Лордам, бродившим по Лесам, три неведомые женщины предсказали судьбу. Сиим они доселе служили посредством гидромантии, сиречь гадания по водам.

Сухопутные черти суть именно Лары, Гении, Фавны, Сатиры, Лесные нимфы, Фолиоты, Фэйри, Робины Славные Малые, Трулли и др., кои, как более всех прочих знающиеся с людьми, наносят им более всего вреда. Иные считают, что это они держали в трепете Языческие народы прошлого, воздвигавшие им такое множество Идолов и Храмов. Того же чина был Дагон среди Филистимлян, Бел среди Вавилонян, Астарта у Сидонян, Баал у Самаритян, Изида и Озирис у Египтян, и др. Многие также помещают в этот ряд наших Фэйри, которых в былые времена почитали весьма суеверно тем, что подметали дома, выставляли плошку с чистой водой и доброй пищей, а за то не были щипаемы, но находили монеты в своей обуви и имели удачу в своих предприятиях. Таковы те, что танцуют на Пустошах и Лужайках, как о том думают Лаватер с Тритемием, и, кои, как добавляет Олав Магнус, оставляют зеленые круги, какие мы часто находим в чистом поле, и каковые иные считают происходящими от падения Метеора либо случайного расположения элементов в земле, каким забавляет себя Природа; иногда их видят старухи и дети. Hicrom. Pauli. в описании города Беркино в Испании сообщает, что их часто видят близ того города, у источников и в холмах; Nonnunquam (учил Тритемий) in sua latibula montium simpliciores homines ducant, stupenda mirantibus ostentes miracula, nolarum sonitus, spectacula, и др. Гиральд Кембрийский приводит пример Монаха из Уэльса, который был таким образом обманут. Существует большое количество таковых среди них, что зовутся у нас Хобгоблины и Робины Славные Малые, кои в те суеверные времена молотили зерно за миску молока, пилили лес и выполняли всякую тяжелую работу. Они в былые века меняли старые Железа на Эолийских островах Липары, и часто их видели и слышали. Толозан называет их Труллами и Гетулами, и говорит, что в его дни они часты были во многих местах Франци. Дитмар Блескений в своем описании Острова сообщает наверное, что почти в каждой семье еще имеется такой семейный дух; и Феликс Маллеолус в книге de crudel. daemon. подтверждает то, что сии Тролли или Тельхины очень часты в Норвегии, и встречаются за тяжелой работой; носят воду, как пишет Верус lib. I. cap. 22., разделывают мясо и тому подобное. Другая разновидность сиих – те, что водятся в брошенных домах, кого Итальянцы зовут Фолиотами, большей частью вредоносные, считает Кардан; Они производят шум в ночи, воют жалобно, а затем вновь смеются, зажигают большие огни и внезапный свет, бросают камни, звенят цепями, бреют мужчин, открывают двери и закрывают оные, бросаются тарелками, стульями, сундуками, иногда являются в обличьи Зайцев, Ворон, черных Собак и др.

Далее Бартон рассказывает различные истории о привидениях, начиная с классических времен, а затем переходит к Амбулонам,

кои выходят около полуночи на большие Пустоши и пустынные места и, как говорит Лаватер, сводят людей с дороги и водят их всю ночь по округе или же сбивают их с их пути; у сиих есть множество имен во множестве мест; мы же обычно зовем их Паки. В Пустыне Лоп в Азии, часто видят такие иллюзии ходячих духов, как о том можно прочитать у М. Павла Венецианца в его Путешествиях; если кто-то случайно отобьется от своих спутников, эти черти позовут его по имени и будут звать его голосами его спутников, дабы завлечь его.

Рассказав о духах-обманщиках типа боги или оборотня, Бартон переходит к Подземным Дьяволам, "столь же многочисленным, как и остальные", и цитирует часто упоминаемого Георгия Агриколу. Этих, пишет Бартон, существует два вида, "Гетулы" и "Кобали". Их проискам он приписывает землетрясения и катастрофы на шахтах.

Здесь Бартон описывает большое количество типов фэйри на протяжении больших промежутков времени и пространства; но собственное отношение его к эльфам неоригинально.

Рейтинг@Mail.ru Эльфийский словарь, 2011-2014
Hosted by uCoz